Неудивительно, что в образовании нарративный подход оказался чрезвычайно эффективным.
Ещё в 1980-х Джером Брунер, один из основателей когнитивной психологии, писал о двух способах понимания мира: логико-научном и нарративном. Если первый оперирует абстрактными фактами, то второй — живыми историями. Брунер отмечал, что «обучение рождается из нарратива», потому что через истории ребёнок легче усваивает новые идеи.
Истории в учёбе выполняют две функции: делают незнакомое — знакомым, а учебный материал — личным. Например, сложную научную концепцию можно преподнести как историю открытия или приключения — и тогда она запоминается гораздо лучше.
Современные педагоги всё активнее используют сторителлинг на занятиях.
*Сторителлинг – искусство рассказывать истории.
Например, учитель литературы превращает урок в обсуждение судьбы героя романа, а преподаватель истории предлагает студентам «прожить» день из жизни средневекового горожанина, рассказав об этом от первого лица.
Такие приёмы не просто развлекают, а вовлекают: они стимулируют воображение, побуждают задавать вопросы и искать связи между событиями. Брунер подчёркивал, что когда учащиеся пробуют представить разные исходы одного и того же сюжета, они тем самым учатся гибкости мышления и применяют знания на практике.
И действительно, когда информация подана в форме рассказа, она усваивается глубже: исследования показывают, что материал, встроенный в нарратив, запоминается до 65 % лучше, чем в виде сухих данных.
Фактически, хороший учитель — всегда немного рассказчик.