Зачем вообще нужны игровые элементы там, где можно обойтись без них?
Главная причина –
мотивация. Игры славятся тем, что способны надолго увлечь человека: будь то подросток, часами проходящий квесты, или взрослый, упорно собирающий пазл. Согласно теории самодетерминации (Self-Determination Theory), у людей есть
три ключевых потребности:- автономия – ощущение свободы выбора и контроля над своими действиями;
- компетентность – чувство мастерства, прогресса и достижения;
- причастность – социальная связь, ощущение, что ты не один.
– когда эти потребности удовлетворены, у человека возникает сильная мотивация заниматься деятельностью.
Хорошо сделанные игры естественным образом подчёркивают всё это: мы сами решаем, как действовать (свобода выбора), видим рост навыков и уровней (компетентность) и взаимодействуем или соревнуемся с другими (социальная причастность). Неудивительно, что когда учебный или рабочий процесс начинает удовлетворять те же самые потребности, заниматься им становится гораздо интереснее.
Важно подчеркнуть: сильнейшим эффектом обладает именно
внутренняя мотивация – когда мы что-то делаем из искреннего интереса или личной цели, а не только ради внешней награды. Если геймификация сводится лишь к раздаче баллов и призов без смысла, есть риск превратить деятельность в гонку за «плюшками» и даже
подорвать интерес. Как метко замечает геймдизайнер Джейн Макгонигал, «не стоит мотивировать человека на то, чего он делать не хочет. Если цель не вызывает
внутреннего интереса, геймификация не сработает».
Иными словами, игровые приёмы должны ложиться на существующие желания и ценности – тогда они дают человеку дополнительный заряд энергии двигаться вперёд.